Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Узнали о новом месте работы космической туристки Марины Василевской. Их сразу два: публичное и то, которое она не афиширует
  2. Стали известны некоторые подробности переговоров США и России в Саудовской Аравии
  3. «Вы могли бы заключить сделку»: Трамп обрушился на Украину после переговоров США и России
  4. США заявили, что готовят сделку с Лукашенко о прекращении репрессий. Узнали у экспертов, когда это может случиться
  5. Стало ясно, куда движется курс доллара и почему: прогноз по валютам
  6. Чиновники взялись за одну из торговых сетей. Результат — в 86% проверенных магазинов нашли нарушения
  7. Власти озадачились судьбой Wildberries, владелицу российского ритейлера вызывали к Лукашенко. Что известно о работе фирмы в Беларуси?
  8. Лукашенко встретился с крупным бизнесом. Не обошлось без упоминаний о «жуликах» и рассуждений о равных условиях для частников и «госов»
  9. Лукашенко подписал закон о потребительском кредите и микрозайме
  10. Кремль заявил, что Украина должна отказаться от некоторых своих территорий, а ЕС не должен участвовать в переговорах. Что это значит?
  11. Возможно, на ваше предприятие приходили идеологи с рассказами, как Беларусь прожила последние 5 лет. Вот о чем они явно не сообщили
  12. Зеленский прокомментировал переговоры, которые США и Россия собираются провести 18 февраля в Саудовской Аравии
  13. Гражданин США, которого Минск освободил вместе с двумя политзаключенными, рассказал о своем заключении
  14. Что известно о «рейдах» милиции по минским «тунеядцам»? «Зеркало» узнало подробности
  15. Лукашенко рассказал, что будет с Wildberries в Беларуси
  16. Во всех районах Минска пройдут рейды по выявлению «тунеядцев». Отдельное внимание — работающим за границей


В Гомельском дворцово-парковом ансамбле открылась выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне». Как пишет газета «Звязда», она дает возможность прикоснуться к самобытному творчеству деревенских ткачих — тканых постилок и ковров, которые представляют собой многогранное явление белорусской культуры и часть культурного кода нации.

Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»

Всего в Гомельском дворцово-парковом ансамбле хранится более сотни экземпляров таких тканых изделий.

— Идея сделать выставку возникла год назад. Мы поняли, что постилка — это не просто элемент традиционной культуры, но и чрезвычайно интересный музейный экспонат, — поясняет заведующая научно-фондовым отделом Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Зыгмантович. — В прошлом году на террасе дворца, на газонах рядом с ней, мы провели так называемую этносушку: сушили и проветривали тканые изделия из фондов. Так получилось, что этот процесс открыл посетителям парка наше богатое тканое сокровище. Люди удивлялись красоте самотканых постилок и ковриков. Некоторые даже спрашивали, сколько стоит сходить на выставку, имея в виду сушку наших тканых изделий.

Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»

В одном выставочном зале представлено использование постилок в сельской жизни: как хранились изделия, для чего использовались, в другом представлены различные декоративные решения. Тканые коврики, например, вписаны в геометрические формы, или смиксованы на стенах зала, будто полноценные картины.

— Мы подчеркиваем необычайную декоративность тканых постилок. Каждая из них — яркий, жизнеутверждающий элемент, который в деревенском доме забирал на себя почти все внимание. Все они очень активны по рисункам и орнаментам, поэтому стояла задача соединить их в одном помещении так, чтобы они дополняли друг друга и не «спорили», — раскрывает детали Татьяна Зыгмантович.

Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»

Она напоминает, что декоративность самотканых постилок и ковров обусловила их использование в белорусских семьях в качестве фона для знаковых фотографий, что также делает эти образцовые изделия культурным феноменом.

— Когда готовилась выставка, через социальные сети обратились к гомельчанам з просьбой прислать семейные фотографии на фоне постилок и ковров. Конечно, этот элемент украшения жилья был раньше особенно популярен как фотофон. К счастью, люди откликнулись, прислали фотографии и тем самым помогли в подготовке выставки, — рассказала заведующая.

Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»
Выставка «Посцілка: дэкаратыўнае вымярэнне» в Гомеле. Фото: Наталья Каприленко, «Звязда»

Представленные в залах постилки были собраны сотрудниками музейного учреждения в экспедициях 1970-х и 1980-х годов. Также представлены предметы ткацкого искусства, подаренные музею жителями Гомельской области в разные годы. Самые старшие по возрасту постилки — 1938 года, самые молодые — начала 1980-х годов. Здесь представлены тканые изделия практически из всех районов Гомельской области и из Краснопольского района Могилевской области.

Выставка открылась 21 июля, дата ее окончания, исходя из информации на сайте, неизвестна. Попасть в выставочный зал можно по билету во дворец Румянцевых-Паскевичей.