Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Лукашенко встретился с крупным бизнесом. Не обошлось без упоминаний о «жуликах» и рассуждений о равных условиях для частников и «госов»
  2. Стало ясно, куда движется курс доллара и почему: прогноз по валютам
  3. Узнали о новом месте работы космической туристки Марины Василевской. Их сразу два: публичное и то, которое она не афиширует
  4. Гражданин США, которого Минск освободил вместе с двумя политзаключенными, рассказал о своем заключении
  5. Чиновники взялись за одну из торговых сетей. Результат — в 86% проверенных магазинов нашли нарушения
  6. Кремль заявил, что Украина должна отказаться от некоторых своих территорий, а ЕС не должен участвовать в переговорах. Что это значит?
  7. «Конец эпохи». Пять выводов Мюнхенской конференции по безопасности, которая «войдет в историю»
  8. Зеленский прокомментировал переговоры, которые США и Россия собираются провести 18 февраля в Саудовской Аравии
  9. Лукашенко рассказал, что будет с Wildberries в Беларуси
  10. Возможно, на ваше предприятие приходили идеологи с рассказами, как Беларусь прожила последние 5 лет. Вот о чем они явно не сообщили
  11. Стали известны некоторые подробности переговоров США и России в Саудовской Аравии
  12. Лукашенко подписал закон о потребительском кредите и микрозайме
  13. Что известно о «рейдах» милиции по минским «тунеядцам»? «Зеркало» узнало подробности
  14. Во всех районах Минска пройдут рейды по выявлению «тунеядцев». Отдельное внимание — работающим за границей
  15. США заявили, что готовят сделку с Лукашенко о прекращении репрессий. Узнали у экспертов, когда это может случиться
  16. Власти озадачились судьбой Wildberries, владелицу российского ритейлера вызывали к Лукашенко. Что известно о работе фирмы в Беларуси?


/

При использовании музыки в качестве гипалгезивного, то есть снижающего чувствительность к боли средства ее чаще выбирают интуитивно, не опираясь на научное понимание того, как базовые характеристики мелодии влияют на восприятие болевых ощущений. В новом исследовании психологи и неврологи проследили, как основной элемент музыки — темп — влияет на ее способность облегчать боль, пишет Naked Science.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: pixabay.com
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: pixabay.com

В последние годы растет научный интерес к применению музыки для ослабления болевого синдрома при разных состояниях, в том числе у страдающих болезнью Паркинсона, при восстановлении после хирургических операций, у постинсультных пациентов и так далее.

Вместе с тем группа ученых из Университета Макгилла (Канада) заметила, что работ, которые детально рассматривали бы конкретные параметры музыки с целью понять ее воздействие на мозг, очень немного. В сотрудничестве с коллегой из Гейдельбергского университета Рупрехта-Карла (Германия) они решили восполнить пробел. Статью об этом исследовании опубликовал журнал Pain.

Считается, что успокаивающая или расслабляющая музыка лучше всего снимает боль, но канадским специалистам такое описание показалось недостаточно точным. Они допустили, что ключевую роль играет темп, то есть скорость исполнения музыки.

Из научной литературы известно, что у каждого человека есть свой определенный ритм, который ему наиболее созвучен и комфортен. Это касается речи, пения игры на музыкальных инструментах и даже простого отбивания такта под музыку. В прошлых исследованиях для обозначения этого понятия, которое также связывают с циркадными ритмами, ввели термин spontaneous production rate (SPR) — спонтанный ритм.

Ученые из Университета Макгилла предположили, что синхронизация музыкального темпа с индивидуальным спонтанным ритмом человека может усилить гипалгезивное действие мелодии. Для проверки гипотезы провели эксперимент с участием 60 человек, среди которых были музыканты.

У испытуемых вызывали болевые ощущения с помощью кратковременного термического воздействия на кожу предплечья. При этом участники находились в тишине либо им давали слушать мелодию с разными вариантами темпа.

Предварительно у каждого человека определили его индивидуальный спонтанный ритм. Для этого добровольцев попросили отбить с удобной для них скоростью ритм известной английской колыбельной Twinkle, Twinkle, Little Star. В серии дальнейших тестов темп звучавшей мелодии в одном случае меняли так, чтобы он соответствовал SPR, а в двух других ускоряли или замедляли на 15%. После каждого из 12 блоков тестов участники оценивали уровень боли. В максимальном варианте ее интенсивность была сравнима с ощущением от прикосновения кружки с горячим напитком.

В итоге выяснилось, что по сравнению с контрольным условием — тишиной — звучание любого типа музыки снижало восприятие боли. Однако участники ниже всего оценивали силу боли, когда мелодии звучали в темпе, соответствующем их индивидуальному спонтанному ритму.

Таким образом, эксперимент показал, что музыка с персонализированными вариантами темпа может эффективнее влиять на восприятие боли. В дальнейших исследованиях ученые хотят подтвердить выводы, измерив нейронную активность мозга при прослушивании музыки с помощью электроэнцефалографии. Также планируются тесты с людьми, испытывающими хроническую боль, или пациентами после медицинских процедур.